Переход сотрудников милиции на службу в полицию: окружной административный суд признал незаконным увольнение сотрудника милиции по сокращению штатов и обязал ГУВД выплатить денежное обеспечение офицера за период вынужденного прогула.
Адвокатское объединение "Смирнов, Тарасевич и партнеры", в рамках проекта "Pro Bono", выступило правовым консультантом и представителем в суде незаконно уволенного со службы в органах внутренних дел офицера милиции, проходившего службу в подразделении, само отношение к службе в котором относится к государственной тайне с грифом "Совершенно секретно".
В свете реформирования правоохранительных органов 02.07.2015 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины №580-VIII "О Национальной полиции", который вступил в силу 07.11.2015 г.
Заключительными и переходными положениями Закона Украины "О Национальной полиции" предусмотрено, что со дня опубликования (06.08.2015 г.) все сотрудники милиции считаются такими, которые в установленном порядке предупреждены о возможном будущем увольнении по сокращению штатов.
В тоже время, понимая, что в один момент правопорядок в государстве не может остаться без охраны, законодатель в этих же Заключительных и переходных положениях Закона Украины "О Национальной полиции" предусмотрел определенный переходной период. Суть данного переходного периода заключалась в том, что сотрудникам милиции, которые изъявят желание продолжить службу в полиции, предлагаются соответствующие должности в органах полиции и по согласию таких "бывших" милиционеров назначаются на них.
В последующем, такой условно автоматический переход из милиции в полицию предполагал сначала назначение на временные должности, потом прохождение аттестации, уже как сотрудника полиции, и только после удачного ее прохождения назначение на постоянную должность.
"Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!", - цитата из выступления Хрущева Н.С. эпохи коммунизма. Но, как часто бывает в нашей стране реформ – от светлой цели и идеи реформы, процесс ее реализации, результат и сопутствующие потери превращаются в действия, нарушающие Конституционные права граждан.
На примере незаконного увольнения Клиента Адвокатского объединения так и получилось с реализацией гарантированного Заключительными и переходными положениями Закона Украины "О Национальной полиции" права сотрудника милиции на дальнейшее прохождение службы в полиции, в случае изъявления такого желания.
Дело о незаконном увольнении и восстановлении на службе слушалось окружным административным судом по иску Клиента к Главному управлению Министерства внутренних дел Украины в области, Главному управлению Национальной полиции в области, с привлечением в качестве третьих лиц Министерства внутренних дел Украины и Национальной полиции Украины. В виду специфики прохождения службы Клиентом, дело слушалось в закрытых судебных заседаниях с соответствующим направлением судом запроса в органы Службы безопасности Украины о необходимости предоставления участникам процесса доступа к государственной тайне.
По результатам рассмотрения дела по сути, окружным административным судом было принято постановление о признании незаконным и отмене приказа об увольнении Клиента Адвокатского объединения со службы в органах внутренних дел, восстановление на службе, взыскании среднего размера денежного обеспечения за время вынужденного прогула. Также своим постановлением суд обязал Главное управление Министерства внутренних дел Украины в области рассмотреть рапорт Клиента, которым он изъявил желание продолжить дальнейшую службу в полиции.
В последующем, в порядке кассационного пересмотра дела, Высший административный суд Украины 18.10.2016 года отменил незаконное постановление апелляционного административного суда об отказе Клиенту в удовлетворении исковых требований и оставил в силе постановление окружного административного суда.
Следует отметить, что в процессе рассмотрения дела "система" всеми силами и способами пыталась не допустить установления всех фактических обстоятельств дела: неоднократное не предоставление истребованных судом документов; не предоставление как органом власти, акт которого обжалуется, каких-либо пояснений по отдельным обстоятельствам подлежащим доказыванию; предоставление различного рода справок, подписанных самими же ответчиками, о якобы досрочном уничтожении документов с грифом "Совершенно секретно", об отсутствии в личном деле документов, которые во время прохождения службы составлял и подавал Клиент, и которым также присвоен гриф "Совершенно секретно"; предоставление явно фиктивных документов, гриф об утверждении которых датирован раньше, чем дата составления самого документа; и другое.
Ввиду предмета доказывания и состава участников судебного процесса, "за кадром" остались обстоятельства, которые непосредственно повлияли на нарушение прав Клиента, а именно невыполнение Кабинетом Министров Украины п.7 Заключительных и переходных положений Закона Украины "О Национальной полиции", которым предусмотрено создание в месячный срок со дня опубликования Закона (до 06.09.2015 г.) центрального органа исполнительной власти полиции Украины и его территориальных органов, назначение руководителей данных органов. Главные управления Национальной полиции в областях (за исключением городов Киева и Одессы) были созданы 07.11.2015 г., в связи с чем было нарушено право всех сотрудников милиции, изъявивших желание проходить дальнейшую службу в полиции, на их принятие в органы полиции в пределах установленного трехмесячного срока со дня публикации Закона Украины "О Национальной полиции".
Данный судебный процесс на практике показал неоднозначность и несовершенство норм Заключительных и переходных положений Закона Украины "О Национальной полиции", которые, в контексте реформирования: ликвидации милиции и создания полиции, - недобросовестно используют в своих интересах и на свое личное усмотрение для "чистки" кадров, без проведения аттестации в установленном порядке, лица, занимающие руководящие должности в милиции/полиции, которые в свою очередь также подлежат аттестации.
Разработка линии защиты и представительство интересов Клиента в суде осуществлялась старшим партнером Адвокатского объединения Николаем Охрименко.
Автор: Охрименко Николай ИгоревичТеги: Охрименко Pro Bono трудовое законодательство Национальная полиция